Советы начинающим
1. Вокалистам.
Берегите голос. Не пойте в мороз и во время болезни. Самое лучшее лекарство для голоса - молчание ("Уход за голосом"). Откажитесь от "острого", кислого, сладкого, спиртного, курения. Перед началом занятия - распевка обязательна! Не насилуйте голос. Пойте тем голосом, которым разговариваете.
Перед пением (за 10 часов) нельзя есть: - семечки, орехи, "сыпкое", мелкокрошащееся печенье.
Перед пением (за 6 часов) нельзя есть: квашеную капусту и подобные бродящие продукты.
Нельзя пить газированную воду (особенно холодную!).
ЗА ЧАС ДО ПЕНИЯ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ ВООБЩЕ!
Нужно есть/пить:
- молоко с маслом, чай с лимоном (но не пейте слишком много). Я думаю, что многие "мягкие" сорта варенья пойдут.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ !!!
Не переусердствуйте с мятой (ментолом, минтом, леденцами, включая HALLS). Ментол сушит связки, а также негативно влияет на сердце.
Если с горлом проблемы - лучше вообще не петь!
Однако, если деваться не куда - уделите максимум времени распевке. Не пожалейте и 2х часов - голос должен согреться и очиститься. При этом ни в коем случае не напрягайтесь!
Во время распевки можно (и нужно) аккуратно откашливаться.
Следите, чтобы у Вас был достаточно свободен нос - если надо закапайте.
После пения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пейте холодного!!!
Также постарайтесь избежать некоторое время того, чего нельзя есть до пения - по крайней мере час. Главное - ни при каких условиях не напрягайте связки. Берегите их, держите в тепле!
1. Вокалом можно заниматься только физиологически сформировавшись. Желательно не ранее 18 лет. Другой крайний предел для начала занятий с прицелом на профессию не позднее 30 лет для мужских голосов и примерно 25 лет для женских. Хотя, начиная в этом возрасте надеяться на карьеру особо уже не стоит. К любителям это не относится.
2. Решив заниматься пением, проконсультируйтесь со специалистом – вокалистом. Не с хоровиком, не с баянистом в клубе и не с меломанкой, а с преподавателем вокального отделения в музыкальном училище или вокальной кафедры в консерватории. Если есть выбор, сторонитесь «околомузыкальных» заведений типа институтов культуры, колледжей искусств и т.п. О том, к кому пойдете, наведите справки. Педагоги тоже разные бывают.
3. Если заслуживающий доверия специалист прямо сказал или дал понять, что данных у вас нет, примите это. Не отчаивайтесь, не бейтесь в истерике и не ходите еще к десяти педагогам. Ну, уговорите со слезами, ну возьмут. И будете терпеть ежедневные унижения, мучиться своей неполноценностью и гордыней столько, сколько вы пожелаете заниматься тем, что не ваше. Можно сломаться, «свихнуться», спиться и т.п.
Есть еще вариант, что не добросовестные педагоги будут вас просто «доить» на деньги. Лицемерно нахваливая вас и давая ложные надежды. А когда выйдите из класса, станут кривиться и потешаться над вами.
4. Частные уроки есть смысл брать только для подготовки к поступлению в учебное заведение. Это не может быть дешево, так как качественное занятие предполагает наличие концертмейстера. То есть, платить придется двоим.
Хотя, если есть свободное время и деньги, дело личное.
5. Совершенно естественно стремиться начать обучение у того, к кому в класс вы хотели бы поступить. Если такой возможности нет, узнайте, не является ли ваш будущий учитель персоной non grata для тех, от кого потом будет зависеть ваша вокальная судьба. Это важно. В музыкальном, театральном, вокальном мирке везде «партии», «свои тусовки» и «междусобойчики».
6. Начав заниматься с педагогом, внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Любой физический дискомфорт, неприятная усталость голосового аппарата – тревожный сигнал. Помните! Голос ваш, а не «казенный». И он у вас один. Испортят, будет драма. Поэтому, не бойтесь уйти, если нужно. Плюньте на «политесы» и ложные приличия. Не тот случай. А чтобы вам не отмстили, сразу прикидывайте такое развитие событий и не стремитесь, если не уверены, попасть в класс к заведующему кафедрой, ведущему солисту театра и т.п.
7. Не пытайтесь отовсюду собирать технологические советы. То, что подходит одному, может быть губительно для другого. Да. Есть общие вокальные принципы. Но их пяток!
А все остальное – "алхимия".
8. Качество работы вокалиста прямо зависит от его физического состояния. В этом мы похожи на спортсменов.
Не воспринимайте призывы педагога соблюдать режим, как «мамино брюзжание». Даже если вы талантливы, не думайте, что все дозволено. На этом многие погибли и как певцы и как люди. Не пейте, не курите. Про наркотики и говорить нечего. Здоровый образ жизни не подвиг, а обязательное условие. Один из признаков честного отношения к профессии. Что касается избыточного веса, здесь сложнее. Только имейте ввиду. Как бы хорошо вы ни пели, полного человека могут не взять в театр или держать на положении артиста «второго и третьего плана».
9. Будьте самокритичны. Это непременное условие развития. Как только почувствуйте себя состоятельными в профессии, впустите в себя «звездную» болезнь, начнется неизбежная деградация. А прибывая в самодовольстве вообще без всяких на то оснований, станете посмешищем.
10. Как только вы поступите в специальное учебное заведение, можете считать себя вокалистами. То есть профессионалами. Так как пение уже стало для вас основным видом деятельности. Учебой или работой, не важно.
(Любители, это просто поющие люди, а не вокалисты.)
Проникайтесь духом «цеховой» корпоративности.
Будьте доброжелательны с однокашниками и коллегами по профессии вне зависимости от степени своей или их одаренности и положения. Больше хвалите, пусть даже не заслуженно. Не из лести или выгод, а из благого намерения поддержать. Максимум, что можно позволить себе из оценок – уклончивое и дипломатичное «что-то понравилось больше, что-то меньше». Пишу об этом «в первых строках» потому, что сознание нужно воспитывать едва ли не раньше всего остального.
11. Не пренебрегайте общим музыкальным образованием. Без него вокалист – ущербный «звукодуй», а не музыкант. Часто в училище и консерваторию за вокальные данные принимают людей даже без знания нот. Если вы из таких, жадно наверстывайте все что можно. Сольфеджио, теорию, музыкальную литературу, фортепиано. А то доходит до смешного! Солист театра не может разобрать ноты своей партии и учит ее с голоса концертмейстера, который ему их просто напевает!
12. У вокалистов есть полушутливое понятие «рыбий язык». Имеется ввиду туманность и сложность в изъяснении певческих ощущений. Все построено на субъективном ассоциативном мышлении. Например, педагог может предложить вам «почувствовать белую гласную на дне глотки». И в этот бред (с точки зрения нормального человека) вы будете обязаны вникать и пытаться и воспроизвести просимое. Вот здесь и могут начаться проблемы. У всех людей свое образное мышление. Не все умеют формулировать то, что имеют ввиду. Важно научиться понимать, чего от вас хотят.
13. Даже если вы поняли мысль педагога, не факт, что его совет подходит лично вам.
До сих пор сомневаюсь, стоит ли мужчинам учиться у женщин и наоборот. Но и одного с вами пола педагог может иметь совершенно отличный от вашего голосовой аппарат, а следовательно его ощущения субъективны. И навязывать их всем ученикам странно и опасно. Бывают педагоги, с которыми можно это обсуждать, но бывают и «тираны». Так или вон! Далее уместно сослаться на пункт 6 предлагаемых советов.
14. Одна из самых «душераздирающих» проблем большинства начинающих – диапазон.
Здесь нужно сразу успокоиться. Диапазон, прежде всего, зависит от зрелости организма.
Не пытайтесь усиленно «растягивать» его. Один уважаемый профессор говорит: «Голос, как трава. От того что ты его сильнее потянешь, быстрее расти не будет. А порваться может.»
В одно прекрасное утро вы проснетесь с полноценным диапазоном. Если, конечно, раньше не охрипнете, тщетно пытаясь «из болота тащить бегемота.»
Нормальный прогресс в этом направлении при регулярных, правильных занятиях – полтона за полгода. (По крайней мере для низких мужских голосов.) Разумеется, в пределах, нормальных для вашего настоящего голоса (бас, баритон, тенор и т.д.), а не до "бесконечности". Бас, по прошествии лет, "сопранистом", естественно, не станет.
15. Это «простые советы», поэтому скажу, что в «чудодейтственные свойства» гоголя – моголя (или иных подобных рецептов) я не верю. Однако, общеизвестно, что перед пением не стоит есть (или пить) сладкое, кислое, острое.
К слову, много раз замечал, что у певцов есть какая-то «своя вера» в то, что нужно пить перед спектаклем или концертом. Самое простое, что видел – кофе, чай, воду, кефир. Часто пьют спиртное. Вот это путь в погибель. Даже некоторые педагоги, бывает, советуют перед выступлением коньяк в небольших количествах. Губительный самообман. Потом у таких певцов доза быстро увеличивается, переходит все мыслимые пределы. Неизбежно начинаются скандалы, которые быстро хоронят карьеру. Да и сам певец – алкоголик долго в профессии не протянет. Нужна не только физическая, но и эмоциональная выносливость. Она разрушается гораздо раньше печени.
16. Не брезгуйте «манной кашей», как называют не очень сложные «школьные» произведения. «Ешьте» ее не спеша. Не клянчите у педагогов известные арии. Они, как правило, «высший пилотаж». И кончиться это может плохо. Потерей голоса навсегда.
17. Бывает, что в начале занятий (даже, может, несколько лет) не удается прийти к единому мнению о том, кто вы по голосу. Это не трагедия. Знайте только, что чаще всего, не бывает от природы «драматических» голосов. Все баритоны с начала лирические. Драматические тенора – бывшие баритоны или «заматеревшие» лирические тенора. Драматическая тесситура предполагает выносливый аппарат, грубо говоря «толстые» связки.
18. Не занимайтесь вокалом самостоятельно. Это не только бесплодно, но и опасно.
В нашем деле особенно важно квалифицированное «постороннее ухо». Сами себя мы адекватно воспринимать в принципе не можем. Пробовали слушать запись своего голоса? Как будто другой, не знакомый вам человек. Поэтому не тратьте силы напрасно. Только ошибки будете заучивать.
19. Вокал во многих отношениях приятная профессия. В частности, здесь переработать еще хуже, чем не доработать. Лучше всего, как мне кажется, заниматься через день по одному часу. Слышал и другую схему. Через два дня, два раза в день, с большим перерывом. В учебных заведениях 3 раза в неделю, а для «самых вредных и жадных» - 4 раза. Это в идеале. А если ваш педагог гастролирующий певец, будете видеть его по 10 минут раз в два месяца, в формате «мастер-класса». Это когда кроме вас он параллельно занимается еще с десятком человек. Учтите и это.
20. Склонен согласиться с теми педагогами, которые считают, что не существует «правильного» способа взятия дыхания. Одним голосам «диафрагмой», другим «грудью». Как и с положением языка во рту и т.п. Вообще, об «академичном» пении много мифов. Вы посмотрите на великих певцов! Кто во что горазд. Лишь бы звучало. Поэтому главное здесь, наверно, личное удобство и результат – качественный звук при отсутствии какого - либо зажима. Зажим же, может выразиться в разном. Не обязательно в красной, напряженной шее и выпученных глазах. Привычка держаться при пении за крышку рояля тоже одно из типичных его проявлений.
21. Очень развивает и поддерживает вокалиста слушание записей мастеров. Но при одном условии.
Таких «учителей» нужно выбирать себе не менее осторожно, чем настоящих. Не по принципу «нравится, не нравится», а подходит или не подходит, близок или не близок.
И не в эстетическом, а, извините, в «физиологическом» плане. На дисках Паваротти или Хворостовского можно писать предупреждение: «Не пытайтесь повторить!», как это делают бегущей строкой в трюковых телешоу. Их природа уникальна. Их методы ее использования, соответственно, тоже. Как же определить, подходит для вас тот или иной исполнитель в качестве некоего образца или нет? Как минимум: при длительном прослушивании не должно возникать усталости, дискомфорта, болевых ощущений. Хорошо, если в вашем аппарате появляется «ненавязчивый» тонус. Если сравнивать с напитками и их воздействием на организм, то не как от кофе – эспрессо, а как от хорошего чая.
Я предложил бы не слушать «стариков». (Так принято обозначать певцов начала XX века.) При всем уважении к их заслугам. Сегодня совершенно другая эстетика. «Баран» в голосе – профнепригодность. Даже вибрацией желательно пользоваться, как средством выразительности, а не постоянным свойством звука. Поэтому, в учебных целях лучше рассматривать певцов, начиная не ранее пятидесятых годов ХХ века, а то и позже.
22. Подражать можно. На раннем этапе развития это обучает, формирует вкус. (Если, конечно, выбран достойный объект для подражания.)
Необходимо учесть следующее:
- бывает трудно соотнести слышимое с правильным пониманием того, как это делается;
- не следует слепо копировать все. У каждого (даже великого) могут быть и недостатки;
- на определенном этапе нужно переходить к выражению собственной индивидуальности.
«Клоны» интересны только на низкопробных шоу «двойников».
Справедливости ради нужно сказать, что полного сходства не будет даже при большом желании и способностях подражающего. Его «Я» в той или иной мере проявится.
Системное вокальное образование - это:
1. Академическое обучение пению. Оно состоит:
- из "технической" стороны;
- освоения разнообразного репертуара. Не только оперного. Во все аттестации включают: вокализ, народную песню, две разных арии, два романса. И примерно так каждый семестр, в течении 4-х лет в музыкальном училище и 5-ти лет в консерватории. Есть еще аспирантуры. (Многие вокалисты так и учатся. При этом - никаких гарантий, что вообще будешь в профессии. Можно оказаться в хоре, а можно и нигде. Знаю много таких случаев.)
- обучения ансамблевому пению.
2. Общемузыкальная подготовка:
- сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература, фортепиано.
3. Актерское мастерство:
- "общее" актерское мастерство (теория);
- оперный класс (оперная студия) - актерское мастерство на оперной сцене (практика);
- танец.
4. Общеобразовательные предметы:
- итальянский язык;
- мировая художественная культура.
И постоянная сценическая практика. Как в рамках учебного заведения (на оценки и без), так и везде, куда пошлют.
24. Вопрос: можно ли студенту – вокалисту петь в церковном (или ином) хоре?
Если человек учится на дирижерско-хоровом, ему туда прямая дорога. Получит, считай, дополнительную квалификацию. Можно сказать, вторую профессию.
Если человек учится по специальности "сольное пение", то храм посещать ему лучше, как прихожанину. Почему?
1. Сольное и хоровое пение разные вещи по постановке задачи перед вокалистом. Соответственно, по параметрам звука и по спектру ощущений поющего. Перестраиваться крайне сложно. Тем более, что в Церкви вообще своеобразная манера пения.
В хоре певца постоянно "убирают", просят не выделяться не только по силе, но и по тембру.
Солист же наоборот. Должен если не перекрыть хор своим голосом, то, по крайней мере, не сливаться с ним тембрально в общих сценах.
2. Важен и психологический аспект. Профессиональный настрой, который тоже сложно ломать. Индивидуалист или член коллектива. В стае или в единоборстве сам за себя.
3. В церковном хоре огромные физические нагрузки. Учащемуся это тяжело.
Обычная служба длится от полутора до четырех часов.
Но, объективности ради скажу. Известны случаи, когда из ребят - хоровиков вырастали большие певцы. Самый известный пример - опять же Хворостовский.
_____________________________________________________________________________________
2. Музыкантам (как заниматься).
Многие ошибочно считают, что для музыканта главное голос. Чтобы развить его до профессионального уровня, певцы тратят баснословные средства и кучу времени. Однако намного важнее слух. Именно с детства нужно начинать развивать слух. Прислушиваться к звонам, стукам, треску, шепоту, шелесту и другим звукам. Тона и лады – вот цель для маленького музыканта. Так же важно тренировать пальцы. Гаммы, гаммы и еще раз гаммы. Их нужно играть долго и часто. Тем не менее, не нужно до старости тренировать одно и тоже, доводя до удивительного мастерства. С такими успехами можно попасть только в книгу рекордов Гиннеса, как владельцу самых быстрых пальцев. Показателен пример с букварем. Нет смысла читать его всю жизнь, увеличивая скорость и заучивая наизусть страницы. Важно правильно распределить время.
Еще один совет можно дать начинающему творцу искусства это постичь гармонию. Не стоит играть как пьяный, подобно многим виртуозам. Придерживайся ритма, спешить и опаздывать при игре катастрофически опасно. Кроме того, нельзя сильно бить по клавишам. Мелодично получится только если придерживаться вышеперечисленных советов.
В создании мелодии участвуют как минимум двое: человек и инструмент. Поэтому, нельзя забывать о чистоте и настройке инструмента. Музыкант должен всегда знать, как он звучит, именно это позволяет проигрывать в голове мелодии. Такое упражнение помогает развивать воображение, желательно выполнять его как можно чаще, занимаясь, гуляя по парку илидвигаясь на транспорте.
Стоит обращать внимание не только на то, как играть, но и что играть. Легкие пьесы подойдут для тренировки намного лучше, чем трудные произведения.
Если нет очень хорошего голоса, не стоит отчаиваться. Можно развить слух. Для этого стоит практиковать пение с листа без мелодичного сопровождения. В случае же, если у тебя замечательный голос, не стесняйся, пой везде, где только подвернется возможность.
Еще важно постоянно чувствовать на себе взгляд. Играй так, как будто тебя слушает величайший музыкант. Если дневная норма упражнений выполнена, и желания и вдохновения работать «сверхурочно» нет, не стоит заставлять себя. Занятия через силу большой пользы не принесут, лишь убьют время.
Еще можно посоветовать, не играть в зрелом возрасте модных современных произведений. За модой не угонишься, а время жизни слишком коротко, чтобы пропускать по-настоящему великие творения.
Как на одних сладостях не вырастить здорового человека, так и на второсортной, но популярной музыке не вырастить художника. Если есть возможность, нужно отказываться от прослушивания «дешевой» музыки, берегите свой слух с раннего детства. Классика поможет вырастить понятия прекрасного и гармоничного. При воспроизведении одной из пьес, не старайся додумывать, доигрывать и переставлять акценты, выставленные автором.
При выборе пьесы для игры на инструменте лучше посоветоваться со старшими, более опытными людьми. Они уберегут от той самой «дешевой» музыки.
Не стоит увлекаться игрой в обществе и похвалой людей. Лучше заниматься музыкой в одиночестве или в присутствии профессионала. Однако не стоит упускать шанс сыграть с кем-то дуэтом, аккомпанировать певцам. Это разнообразит навык и принесет достаточно новых эмоций.
Чаще стоит общаться с людьми, которые знают больше чем ты, от них можно узнать много нового. Рассказывай о своих достижениях скромно, немногословно. Ведь ты не создал еще ничего выдающегося, всё, что ты сделал, придумал кто-то другой. Но если же удалось изобрести что-то действительно хорошее, не гордись сильно, но пусть это станет общим достояние.
Обратись к истории музыки. Именно она позволит по-настоящему разбираться в произведениях и их исполнителях. Прослушивание классики избавит от самомнения, обозначит горизонты творческого роста. Источником вдохновения станут народные песни. Их мелодии являются настоящей сокровищницей, откуда можно извлечь для себя новые мотивы.
Если подвернется случай, послушай в церкви орган. Его мощный, но в тоже время чистый звук. Не стремись играть на нем, но если же удастся сесть за скамью, восхищайся величием звуков. Можно попробовать сыграть несколько уже известных произведений, тренировка на органе будет полезна и приятна, она выведет наружу все ошибки и подчеркнет все виртуозные приемы, показывающие мастерство и талант исполнителя.
Отдельно стоит отметить хор и его значение в творчестве музыканта. Петь стоит средним голосом, стараться развивать у себя слух, когда вокруг порядка десяти таких же хористов. Развивай память, все песни учи наизусть. Ты плохой музыкант, если взгляд не отрывается от нот, если останавливаешься, когда кто-то случайно переворачивает страницу. Но ты талантлив, если в очередной пьесе можешь догадаться, что нужно играть дальше. Музыка, ноты, темп должны быть не на бумаге, а в голове и сердце.
___________________________________________________________________________________
3. Композиторам и звукорежиссёрам
Советы общего характера и ориентированы главным образом на новичков, но думаю, что некоторые из них подойдут и более продвинутым музыкантам.
1) Существует довольно распространённое мнение о том, что звукорежиссёрам просто необходима дорогая аппаратура, дорогие студийные мониторы (колонки), профессиональные звуковые карты, аналоговые синтезаторы и прочее. Конечно все это нужно и будет появляться у тебя по мере роста твоего мастерства. Но на начальном этапе нет никакого смысла приобретать какую-то дорогую аппаратуру кроме пожалуй самого компьютера.
Для того чтобы начать вливаться в тему музыкального продакшена тебе необходимо лишь:
- желание;
- самый обычный компьютер, чем мощнее тем лучше;
- простые мультимедийные колонки;
- время и электричество.
2) Сначала тебе нужно выбрать секвенсор, в которой ты собственно и будешь писать музыку. Секвенсор – это программа которая объединяет в себе: миди-редактор, аудио-редактор, микшер и др. На рынке хороших программ не много, поэтому выбирать не слишком трудно.
Рекомендую обратить внимание на эти секвенсоры:
- Apple “Logic”
- Steinberg “Cubase”/”Nuendo”
- Image-Line “Fruity Loops Studio”
- Ableton “Live/Suite”
Подробнее об этих программах:
Image-Line “Fruity Loops Studio”
Очень удобный и, что немаловажно, интуитивный секвенсор, но при этом довольно мощный. Научиться работать в программе не сложно, в отличии от “Logic” или “Cubase”/”Nuendo”. В FL Studio легко научиться именно ПИСАТЬ музыку, забыв про технические сложности этого процесса. Имея довольно большой встроенный инструментарий (синтезаторы, эффекты) программа позволяет начать писать музыку сразу после установки избавляя от необходимости качать, покупать и устанавливать сторонние синтезаторы, эффекты и т.п. При этом встроенных в FL Studio инструментов тебе хватит на довольно большое время. Но со временем (2, 3 или 4 года), ты все равно упрешься в функциональный «потолок» FL Studio и нужно будет «пересаживаться» на другой секвенсор.
Apple “Logic” и Steinberg “Cubase”/”Nuendo”
Программы очень мощные, функциональные, профессиональные, но при этом довольно сложные, и менее интуитивны. В общем это программы более высокого уровня, поэтому новичкам они в подавляющем большинстве случаев не подходят.
Ableton “Live/Suite”
А вот по поводу этой программы все довольно неоднозначно. Также как и FL Studio этот секвенсор довольно интуитивен. Программа действительно создана музыкантами для музыкантов. Встроенные синтезаторы, не особо сильны, что нельзя сказать об эффектах обработки. К тому же данная программа, имеет более широкий функционал, ибо изначально задумывалась для живых выступлений. На нее имеет смысл обратить внимание музыкантам, которые по совместительству являются диджеями или планирует выступать живьем.
В общем выбор программы остается конечно же за тобой, но для более эффективного начала, наверное имеет смысл начать с FL Studio.
3) Как только выбор секвенсора был сделан, тебе следует приобрести какой-нибудь видеокурс или книгу по выбранной программе и начать изучать секвенсор по этим материалам. Дело в том, что они ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО расскажут тебе об интерфейсе, настройках, движке, функциях и особенностях программы. С обучающими материалами ты потратишь в несколько раз меньше времени на изучение любой программы. А сэкономленное время лучше потратить на изучение музыкальной гармонии, нот и т.п.
4) Если ты никогда не сталкивался с написанием музыки, то параллельно изучению программ тебе будет очень и очень полезно научиться хоть как-то играть на любом музыкальном инструменте, понять что такое музыка «изнутри». Занимаясь по книжкам или видео урокам, или наняв репетитора. Когда ты хотя бы немного овладеешь музыкальной теорией, писать музыку станет намного легче, быстрей и интересней.
5) Также будет очень полезно записаться в специализированную школу, где проводят обучение современному продакшену или подружиться с опытным продюсером. Таким образом ты будешь иметь прямой контакт с очень опытными людьми, которые будут передавать тебе свой бесценный опыт.
6) Не гонись, за практически ежедневно появляющимися в сети, новыми синтезаторами, эффектами и другими плагинами. Тебе нужно четко понять, что в этом вопросе больше, не значит лучше. Фирмы выпускающие плагины по сути занимаются бизнесом, поэтому им нужно постоянно что-то предлагать потребителям. Лучше разберись очень хорошо в чем то одном, чем по-немногу, но в целой куче всего.
7) Через несколько месяцев после твоего старта как композитора, имеет смысл задуматься о покупке миди-клавиатуры, это очень не дорогая, но при этом необходимая и полезная вещь. С ней ты начнешь писать и ощущать музыку совсем по другому. Новичкам, при небольшом бюджете рекомендую миди-клавиатуру M-Audio KeyRig 49.
Очень важно много слушать и анализировать качественные, коммерческие композиции. Конечно как и в любом деле, в музыке главное терпение и труд, чего и тебе и желаю!